snowman

Городской семинар заместителей директоров по воспитательной работе

tux Новини Переглядiв 2351

Овладение демократической культурой большинством граждан – ключевая проблема современного общества, а так как «школа – общество в миниатюре», то она и должна стать «лабораторией демократии».

Эти проблемы обсуждались на городском семинаре заместителей директоров по воспитательной работе, который прошел в многопрофильном лицее 17.04.2012 г. Тема семинара – «Демократизация школьной жизни как средство формирования гражданских компетентностей». В работе семинара приняли участие главные специалисты отдела образования – Бондаренко Л.В., Чумак И.И., методист ММЦ – Кутепова Е.Н., представители школ города и педагогический коллектив лицея. На семинар были приглашены Петрова Н.А., методист ММЦ, Блидченко П.М., директор городского краеведческого музея, Гаврик А.Ю., инспектор ГАИ.

С начала учебного года многопрофильный лицей вместе с ЛОИППО участвует в эксперименте по проблеме «Освіта для демократичного громадянства». Поэтому указанная тема близка коллективу лицея.

Школа — единственная социальная структура, которая так долго, на протяжении одиннадцати лет, работает с человеком. И она должна заложить в каждого ребёнка одновременно и жизненные ценности, и знания, и увязать всё это с реальной жизнью. Поэтому в связи с демократизацией мы, как правило, говорим о формировании гражданских компетентностей.

Напомним:

Компетентность – это способность и готовность человека продуктивно решать широкий круг задач в какой-либо отдельной области.

Гражданская компетентность – это способность человека быть активным членом гражданского общества, участвовать в его создании и функционировании.

Если говорить образным языком, то об этом можно сказать так:

Найди свое дело!

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцом в долине, но только самым лучшим деревцом.

Будь кустарником, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику, если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!

Если ты не можешь быть капитаном, кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдется работа на корабле жизни, только найди свое дело.

Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой в небе.

Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим!

Мы «учимся демократии…» Только учиться – совсем не означает заново открывать велосипед. Есть богатейший опыт организации учебного и воспитательного процесса – возьмем, к примеру, наследие В.Сухомлинского, А.Макаренко, Иванова… Да и у педагогов лицея есть что позаимствовать.

Цель семинара – показать на практике реализацию рассматриваемой проблемы.

В начале семинара выступила директор лицея Н.В. Бутенко, которая представила визитку учебного заведения. Е.Н. Кутепова, методист ММЦ, осветила пути демократизации современной школы. Братус Н.Н., заместитель директора по ВР, раскрыла основные аспекты заявленной проблемы и познакомила присутствующих с программой семинара.

Ученическое самоуправление — стратегическое направление демократизации современной школы. Поэтому вниманию участников семинара были представлены открытое заседание лицейской ассоциации «ИНТТАЛ» (Петухова Н.Н.) и фрагмент торжественной церемонии передачи полномочий на День соуправления (Братус Н.Н.).

Гражданские компетентности базируются на знании понятий демократии, справедливости, равенства, гражданства и гражданских прав, а также на знании того, как они применяются различными институтами на местном, региональном, национальном, европейском и международном уровнях. Они включают знание как современных событий, так и основных событий и тенденций национальной, европейской и мировой истории.

Эти вопросы были раскрыты на открытом заседании «Евроклуба», посвященном теме «Межкультурный диалог» (Калихман А.В.).

Формирование гражданской компетентности предполагает формирование у учащихся и правовой компетентности, то есть способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали. Этот аспект был раскрыт на мастер-классе «Сказка учит праву» (Крыжановская Т.Я.).

Можно ли представить формирование гражданских компетентностей без работы по сохранению исторической памяти поколений, без воспитания патриотизма как особой направленности, самореализации и социального поведения граждан? Конечно, нет! И этот аспект нашел отражение в программе городского семинара: в рамках его работы прошла репрезентация долговременного проекта «Их имена – наша гордость» (Щербак Л.Д., Медведева Т.В.).

Назаренко Н.С., классный руководитель 10-Е класса, провела урок творчества для участников семинара.

Организация семинара получила самую высокую оценку всех его участников.

Демократия и школа. Будем помнить, что здесь специфика особая. Школа – не завод, не производственное объединение. Отношения в ней строятся по законам, диктуемым главной целью педагогики, – воспитанием человека.


Залишити коментар

© Лисичанський багатопрофільний ліцей, 2011-2017
 by tux